Транспорт Парижа
Транспорт во Франции
Франция недешевая страна, а французы, как видно, небедные люди. По крайней мере, к такому выводу можно прийти, когда пытаешься отыскать общественный транспорт. Автобусы ходят не везде, а если ходят, то нерегулярно и с неудобным расписанием. Зато французы наперегонки с японцами ставят рекорды скорости у скоростных поездов.
Но обо всем по порядку. (Не забудьте, что информация может устаревать. Последняя проверка - март 2014 года.)
- Железная дорога
- поезда
- как узнать расписание поездов
- как купить билет
- поезд и велосипед - Автобусы
- Транспорт в Париже
- как добраться из аэропорта
- как ориентироваться
- билеты
- в Париже с маленьким ребенком
- по Сене
- велосипеды в Париже - Транспорт в Шамони
- Транспорт в Туре
- Транспорт в Лионе
- Транспорт в Бретани
- Как доехать до Монт-Сен-Мишель
- Транспорт в Эльзасе
- транспорт в Эльзасе
- транспорт в Страсбурге - Транспорт в Провансе
Железная дорога
www.sncf.com - французская транспортная железнодорожная компания, общий сайт
www.voyages-sncf.com - железные дороги, расписание и заказ билетов (приготовьтесь сильно ругаться и запасайтесь терпением - кривизна сайта превышает все мыслимые пределы)
www.ter-sncf.com - региональные железные дороги, расписание электричек
www.lafrancevuedurail.fr - туристические поезда во Франции
www.idtgv.com - дешевые билеты на некоторые скоростные поезда, билеты распечатываются из Интернета
Поезда
Все крупные города Франции связываются с Парижем линиями самых быстрых скоростных поездов, TGV, которые развивают скорость более 300 км/ч (проверили по GPS), и сеть TGV постепенно расширяется. Когда такой поезд входит в туннель, закладывает уши, как в самолете, а если деревья подходят ближе к поезду, смотреть в окно становится бесполезно - все сливается в сплошную зеленую полосу. Эти поезда удобны не только тем, что 2 часа - и ты уже в Лионе, к примеру, но и тем, что билет можно купить по Интернету по относительно низкой цене и распечатать у себя на принтере. Там, где пока нет линий TGV, ходят обычные скоростные поезда. Если на поезд требуется забронировать место, то билет тоже можно распечатать. О покупке билетов см ниже. Кроме скоростных поездов, имеются еще и местные поезда - TER, а в некоторых популярных у туристов районах ходят туристические и исторические поезда.
Железнодорожная сеть во Франции не очень удобная - все идет через Париж: иногда до города, до которого на автобусе от силы час, по железной дороге нужно ехать через Париж.
В скоростных поездах багаж оставляется в начале/конце вагона, в обычных в зависимости от того, где есть место - на полке или в отделении в начале/конце поезда. Как обычно, имеются вагоны первого и второго класса. В одном поезде могут быть вагоны с купе и вагоны, что называется, "общие", с креслами (на фото). На некоторых направлениях ходят двухэтажные поезда (например, от Парижа до Лиона).
Как узнать расписание поездов
Основной сайт, где можно узнать расписание, - www.voyages-sncf.com. Если нажать на английский внизу слева, нас выкинут на отделившийся от основного французского международный вариант сайта под названием www.tgv-europe.com. Тут все еще грустнее, чем на французской версии.
Поиск поездов на сайтах не очень хорошо отлажен. Нужные города лучше выбирать из списка рядом, после того как вы ввели первые несколько букв. Часто поиск показывает не все подходящие поезда, половина почему-то исчезает из расписания. Кроме того, плохо дело и с пересадками. Методы борьбы: во-первых, искать частями, по кускам маршрута, а не сразу, во-вторых, искать несколько раз на разное время (например, если вас интересует промежуток с 8 до 13, то лучше поискать на 7, 8, 10, 12, потому что поезда в промежутке от 10 до 12 могут и не показать).
Расписание "под себя" можно получить следующим образом. На французской версии: Train / Guide du voyageur / далее в самом-самом низу страницы Telechargez votre fiche horaire. В открывшейся форме выбираем нужное направление, время и даты. На английской версии то же самое найдено не было. Кроме того, в Guide du voyageur можно скачать информацию о тарифах, пройти по ссылке в раздел Gare en mouvement, где можно узнать всю информацию о вокзалах (вместе с актуальным табло, иногда планами вокзалом). В английском варианте ответы на некоторые (немногие, но частые) вопросы можно получить в разделе Help.
Скачать расписание электричек в формате pdf можно с сайта www.ter-sncf.com. Здесь выбираем на карте нужный нам регион, далее - Carte et fiches horaires. Сбоку будет раздел Fiche horaire, там выбираем нужный поезд и летнее/зимнее (ete/hiver) расписание. Некоторые проблемы могут быть с тем, чтобы узнать, какой поезд нужный, если вас интересует промежуточная станция. Посоветовать могу только прикинуть по карте нужное направление и скачать несколько подходящих вариантов. Подсказка для тех, кому необходимо расписание от Тура до Шенонсо: регион Centre, поезд Tours - Bourges.
Покупка билетов
Помучавшись с расписанием, помучаемся теперь с покупкой билетов. Купить билеты во Франции можно очень дешево! В качестве платы вы потратите массу времени и нервных клеток и выучите французский.
Вопрос первый - как получить билет? Билет можно оплатить по Интернету, получить по электронной почте и распечатать на принтере, получить по обычной почте или в кассе/автомате во Франции. Второй вариант - билет оплачивается в кассе или автомате во Франции.
Вопрос второй - какой билет можно получить по электронной почте и распечатать на принтере? Тарифы: Prem’s, Frequence Grand Voyageur, Smilys, Print & Go, iDTGV, iDNIGHT (последние два можно ТОЛЬКО распечатать на принтере). Если у вас другой тариф - выбирайте опцию "Забрать в кассе". Есть еще вариант "Забрать в автомате", но с ними не всегда все проходит гладко. Билет обязательно нужно забрать минимум за 24 часа до поездки (не совсем ясно, актуально ли еще это правило?). Если у вас маршрут с пересадкой со скоростного поезда на обычный, то нужно разбить его: на обычный поезд распечатать билет нельзя, поэтому для всего маршрута такой вариант не предложат, а вот если вы его разобьете и посмотрите сначала варианты для скоростного поезда, то там могут быть и дешевые печатаемые варианты.
Обратите внимание: какой вариант вы выбрали, того и нужно придерживаться. Если выбрали "распечатать", то "забрать" уже не получится.
Самые дешевые варианты - Prem's. Они могут появляться и исчезать, их лучше начинать подлавливать за пару месяцев до поездки. По тарифу Prem's мы съездили в Тур и Гавр за 15 евро, в Анси за 20 евро. Экономичные варианты предлагаются на сайте www.idtgv.com - это только билеты, которые распечатываются заранее, кроме того, количество пунктов назначения ограничено. Как распечатать билет - читайте ниже.
Новый вид билета, который можно распечатать - e-ticket. E-ticket может быть куплен и по обычному тарифу, и по дешевому (TGV Prem's Last Minute, TGV Prem’s Week-End, TGV Prem's Flash Sale, TGV Loisir, TGV Loisir Week-end). Если он куплен по обычному тарифу, то его можно изменить, обменять или сдать как обычный билет. E-ticket можно приобрести на следующих направлениях (все из Парижа): Страсбург, Clermont Ferrand, Limoges, Cha^teauroux, Пуатье, Бордо, Сент-Пьер-де-Корпс (Тур), Нант, Rennes, Реймс, Шампань, Ле Ман, Вандом, Ангулем.
Другие возможности удешевить билет, кроме вариантов Prem's: вариант Loisirs (чем раньше едете, тем меньше платите), детские/юношеские карты, карта enfant familie (см. подробнее на сайте).
Вопрос третий - места в каких поездах нужно резервировать? Места на скоростные позда и поезда дальнего следования нужно резервировать. Резервация, в отличие от Германии, предполагает, что вы едете именно этим поездом и опаздывать на него не должны, а если опаздываете, то билет нужно поменять.
Последовательность действий по покупке и распечатке билета.
- 1. Заходим на сайт www.voyages-sncf.com. Необходимо зарегистрироваться - "Mon Espace Client". Чтобы не было проблем с доставкой писем, заводим ящик на приличном почтовом сервере (gmail.com, например. На mail.ru билеты, скорее всего, не дойдут). Английская версия может предложить не все имеющиеся варианты. Транспортный сайт стал совершенно невыносимым, придется с ним побороться и помучиться с французским вариантом.
2. Выбираем нужный поезд и нужный тариф. Не забудьте, что на обычный поезд без резервации распечатать билет нельзя (может, в будущем введут и такую возможность). Поэтому делим маршрут: например, не Париж - Тур, а Париж - Сен-Пьер-де-Корп (St-Pierre des Corps), а оттуда доберетесь электричкой или автобусом. Или, если мало времени для пересадки со скоростного поезда на обычный, выбираем весь маршрут и вариант "Забрать в кассе". Рассмотрим некоторые этапы бронирования. Вы выбрали подходящий вам поезд и видите приблизительно такую картинку (на примере Париж - Лион на двоих человек). Тариф Prem's необмениваемый, невозвращаемый, тариф Loisir - билет можно обменять с небольшим штрафом, тариф Pro - наиболее гибкий. Обратите внимание на то, что Prem's для первого класса часто совсем ненамного дороже второго класса.
Как только вы отмечаете нужный вам поезд и тариф, появляется (не всегда) надпись Choisir ma place (на рисунке внизу справа) - выбор места. Нажимаем на нее и выбираем из имеющихся вариантов.
Fenetre - у окна, Couloir - у прохода, Carre - четыре сидения по два напротив друг друга, Kiosque сидения в виде буквы U, Isole solo одиночное место у окна, Duo Vis-a`-vis два сидения напротив друг друга, Duo cote a cote два сидения рядом друг с другом, Clubs 4 (quatre) ou 6 personnes - 4 или 6 сидений лицом друг к другу. Salle haute - второй этаж двухэтажного поезда, salle basse - первый этаж.
Выбрав поезд, получаем страницу с выбранным варинтом. Здесь нам предлагают подтвердить страховку или отказаться от нее. Следующий пункт - вид доставки билета.
На картинке пункт 1 - напечатать билет, пункт 2 - забрать его в автомате, пункт 3 - бесплатная доставка домой. Пункт 2 требует обязательного наличия банковской карты, по которой был куплен билет, и кода бронирования. Автомат принимает только чипованные карты и те не всегда. Вы можете забрать билет и в кассе, наличие банковской карты также обязательно. Пункт 3 - выбор для России рискованный. Доставка в Россию занимает не менее 7 дней, а могут и потерять (знаем случаи, когда заказные письма "терялись", а потом находились через 2 месяца).
3. Далее заполняем требуемые персональные данные. Внимательно следите, чтобы они совпадали с паспортом! (поменять потом не получится).
4. После оплаты вам предложат распечатать билет сразу или позднее. Лучше выбрать вариант "распечатать позднее". Ваш билет сохраняется в вашем аккаунте и вы можете распечатать его в любое время.
Билет можно распечать на черно-белом либо цветном принтере. Ничего вырезать не надо - идем в поезд с бумажкой А4. Перед посадкой ничего компостировать не надо, обменивать билет на нормальный тоже не надо. В поезде у вас попросят удостоверение личности, держите его при себе.
Если платеж не прошел, то повторить резервацию можно только через 24 часа. Если подтверждение о создании билета и его номер вы получили, а его самого нет - нажмите "распечатать билет" в подтверждающем письме или в разделе Train: Gerer mes reservations (Manage my orders), введите номер заказа, нажмите "создать билет". Если ничего не получилось - напишите в службу поддержки письмо со всеми данными заказа, ошибкой, которую вы получаете, и именами/фамилиями/датами рождения пассажиров. Более подробно о проблемах бронирования билетов во Франции - на форуме сайта www.infrance.su.
Если вы выбрали вариант "забрать в кассе". Приходим к кассе минимум за 24 ч, предъявляем нашу бронь (электронное письмо с подтверждением покупки), нам распечатывают билет. Его перед посадкой необходимо прокомпостировать в ящичке ДО выхода на платформу (на самой платформе ящички отсутствуют).
На обычный поезд билеты покупаются в кассе или в автомате. Все автоматы Sncf (желтые) требуют кредитку, да не простую, а чипованную, что превращает их в развлечение для местных и сильно увеличивает очереди в кассу. Автоматы TER (синие) берут кроме кредиток еще и монеты. Набрать на 20-30 евро монет непростое дело, поэтому неизбежно отправляемся стоять в очередь. Французские кассиры - задумчивые люди, они, к тому же, любят поговорить с пассажирами - так что как минимум 30 мин на очередь нужно заложить в расписание. На небольших станциях (например, Ле Файе) время работы кассы ограничено - после 19 и до 8 билет можно купить только в автомате. Если монеток насобирать не удалось - ищите контролера в поезде после посадки и покупайте билет у него. Очень важно - билет перед посадкой нужно прокомпостировать в желтом ящичке.
Поезд и велосипед
Если велосипед складной (размеры не более 120 на 90), его можно бесплатно перевозить в багаже в поездах TGV. Многие скоростные поезда имеют также возможность перевозить нескладные велосипеды. Насколько можно понять, желательно бронирование места. Велосипеды можно перевозить в электричках, отмеченных в расписании значком велосипеда в специальных отделениях или иногда в тамбуре. Загрузку велосипедов обычно контролируют служащие, они же вполне могут запретить вам садиться с велосипедом, если уже нет места (такую картину мы сами наблюдали в Шамони). Подробнее о путешествии на поезде с велосипедом - www.velo.sncf.com (только французский).
Автобусы
Найти автобусы во Франции поможет сайт www.angloinfo.com
Не любят французы автобусы. C'est la vie, как говорится. Расписание неудобное, с другим транспортом несогласованное, чтобы найти расписание в Интернете, нужно проявить чудеса дедуктивного метода... Регулярно ходят автобусы Sncf, они чередуются с электричками и в расписании указываются соответствующим значком. Но, как правило, эти интересуют путешественника меньше всего - они ведь ходят по маршруту электричек, а на электричке все равно быстрее и удобнее. Междугородных автобусов практически не водится.
Но все же есть и свет в конце туннеля. Иногда озарение настигает и местные муниципалитеты и они понимают, что нужно облегчить туристам задачу добраться до достопримечательности. По нашему маршруту наиболее понятливыми оказались власти городка Вернон (Vernon), подвозящие туристов от поезда до Живерни. Расписание более-менее подогнано под электрички (посмотреть можно, например, здесь: giverny.org/transpor).
В последнее время наблюдается некоторый прогресс - местные власти стали создавать сайты, объединяющие информацию по разным транспортным организациям департамента. Для того чтобы найти эти сайты, как и сайты с местными автобусами, нужно узнать, в каком департаменте находится ваша цель, набрать в поисковике "cg(номер департамента)" (например, cg06) и зайти на сайт департамента. Эти сайты часто бывают только на французском языке, но методом тыка не так трудно найти требуемый раздел.
Об обнаруженных нами автобусах можно прочитать на страницах, посвященных достопримечательностям, а также ниже на этой странице.
Транспорт в Париже
www.transilien.com - транспорт в регионе Иль-де-Франс
www.vianavigo.com - расписание транспорта и цены в регионе Иль-де-Франс
www.ratp.fr - транспортная сеть Парижа и пригородов, карты
www.optile.com - транспорт в Париже (французский язык)
В Париже и пригородах развитая транспортная сеть: есть метро, электрички (RER), автобусы, трамваи (на окраинах). Хотя центр города не так уж и велик и, в принципе, можно было бы передвигаться и пешком, но даже тренированные ноги на третий день такого перемещения, особенно если они уже успели познакомиться с бесконечными коридорами Лувра, заявят свой протест. Все-таки от Эйфелевой башни до Люксембургского сада напрямик не менее 50 мин быстрым шагом, а с Монмартра до центра спускаться вы будете тоже около часа.
Как добраться от аэропорта
От аэропорта Руасси - Шарль де Голль (или ШДГ) (Roissy - Charles de Gaulle (CDG)) можно доехать:
на автобусе Roissy до Оперы (10.50 евро, действует Навиго зоны 1-5),
на автобусе 350 от вокзала L'Est (45 мин - 1 час, 5.70 евро (3 билета t+), Навиго зоны 1-5)
на автобусе 351 от place de la Nation (1 ч, 5.70 евро, Навиго 1-5)
на RER В (9.50 евро, Навиго 1-5, около получаса).
От аэропорта Орли (Orly):
на автобусе Orly до Denfert-Rochereau (недалеко от метро Alesia, 7.50 евро, действует Навиго 1-4)
на RER B до остановки Antony (10.90, Навиго 1-3), далее поезд Orlyval (8.40)
на RER C до остановки Pont de Rungis, далее автобус (3.95 + 2.50, Навиго 1-4)
на авт. 183 от Porte de Choisy (1.90, Навиго 4).
Подробнее см на сайте www.aeroportsdeparis.fr, английский, закладка Access to our airports.
Самолеты из Москвы Аэрофлота/ЭрФранс прилетают сейчас в ШДГ, терминал 2С. Свой терминал можно уточнить все на том же сайте, введя свой рейс. Путь от терминала 2С до RER: после выхода через зеленый коридор направо до конца в направлении терминалов 2Е и 2F, далее по бегущей дорожке до конца и вниз (минут 10 вся дорога). Карты аэропортов можно скачать с того же сайта, английский язык, закладка Maps and Practical Services.
Как ориентироваться
Транспортные карты скачиваются с сайта www.ratp.fr. Закладка Plans des lignes et des re'seaux, далее выбираем вид транспорта и получаем по нему имеющиеся карты. Кроме того, карты бесплатно даются в кассах метро. В зависимости от степени любезности кассира и "туристичности" станции это может быть маленький план метро или весь набор всех имеющихся карт, в том числе и по пригороду. Для автобусов есть специальные карты: вечерние, ночные и для воскресенья.
Французское метро не самое удобное и понятное, но на второй день уже можно научиться ориентироваться. Из неудобств: длинные, запутанные переходы, редко встречаются эскалаторы, станции не объявляют, обязательно нужно знать конечную станцию (это может быть проблемой для RER, потому что на обычной "укороченной" карте обрезаются линии, выходящие за пределы города), а если вы перепутали платформу, вы не всегда можете перейти на противоположную, не выходя за турникеты. Самая удобная линия - 14, самая новая: поезда там идут без машиниста и станции объявляют. На большей части станций метро (по нашим наблюдениям) при выходе билет не требуется.
Билет обязательно нужен при выходе со станций, где есть пересадка на RER, и со станций RER. Но тем не менее всегда сохраняйте билет - в метро водятся контролеры. Они встают цепочкой, например, в каком-нибудь переходе и у всех проверяют билеты (проверено на собственном опыте!).
Поезда метро ходят с интервалами 3-6 минут, вечером интервалы могут увеличиваться. У поездов RER (на фото) есть что-то вроде расписания - прибытие поезда указывается на табло, на одну платформу могут приходить поезда с разными конечными, будьте внимательны.
Билеты
Самый простой вариант - 1 билет Т+ (1.70 евро, 2014 г.). Десять таких билетов - carnet - позволяет прилично сэкономить (13.70 евро). Такой билет действителен для всех станций метро (даже тех немногих, которые во второй зоне), трамваев, автобусов и RER в пределах одной зоны, фуникулера на Монмартр. Один билет работает на одну поездку в метро + RER (любое количество пересадок внутри Парижа) или на одну поездку в течение полутора часов на автобусе (в том числе и на многих автобусах за пределами Парижа) + трамвае (все три линии), то есть в пределах полутора часов можно пересаживаться. Билет не действителен на ночном автобусе.
Вариация билета на одну поездку для пригорода - билет Origine-Destination. Его стоимость зависит от расстояния. Действует аналогично билету Т+, с той разницей, что в автобусе можно путешествовать два часа и он действителен и на ночном автобусе). Также можно купить карне (стоимость зависит от расстояния).
Специальные билеты до достопримечательностей - Forfaits Loisirs, по формуле "дорога+вход" со скидкой с 2009 г. не продаются.
Переходим к проездным билетам. Билет на один день - Мобилис (Mobilis). Есть несколько вариантов в зависимости от зон: 1-2 (6,80 евро), 1-3 (9,05), 1-4 (11.20), 1-5 (16,10). Внимание! билет не позволяет добраться до аэропортов.
Если вы собираетесь провести несколько дней в Париже, то очень выгодный вариант - Navigo Decouverte (сменивший с 2009 года Carte Orange). Этот билет действует с понедельника по воскресенье, и для него нужна фотография (сфотографироваться можно и в метро). Способ действия: покупаем карту за 5 евро, вклеиваем фото, пишем имя. Потом заряжаем карту на нужное количество зон. Карта на 5 зон будет стоить 34.40+5 евро. Действует с понедельника по воскресенье, продается с пятницы. По карте можно добраться до аэропорта.
Транспортные сайты активно рекламируют карту Paris Visite, но, если внимательно изучить условия, становится ясно, что это самый невыгодный вариант из всех возможных: использовать ее только на транспорте не выгодно - есть более дешевые варианты, а скидки на достопримечательности - только на самые ненужные и малопосещаемые. Лучше использовать карне, или Мобилис (если много перемещений в течение дня), или Навиго Декувер + музейную карту Paris Museum Pass (подробнее о ней - на странице гостевые карты). Карта Paris Visite может оказаться выгодной для ребенка, для которого нет скидки по Навиго. Кроме того, Paris Visite дает 20% скидки на билет "1 день/ 2 парка" в Диснейленд (также скидки в Венсенский донжон, на Триумфальную арку, в Фонтенбло, на пароходик по Сене, в Эксплору, парк "Франция в миниатюре", башню Монпарнас, Пантеон, Опера Гарнье).
Несколько слов о путешествии с маленьким ребенком (настолько маленьким, что вы берете ему коляску)
Париж мало подходит, к сожалению, для путешествующих семей. При входе на многие станции метро вас встретит первое испытание - слишком узкий турникет, как врата дантовского ада - "Оставь надежду, всяк сюда входящий". Способ борьбы - если на кассе нет кассира, который откроет дверь, то на стене поищите интерком, позвоните в него и на любом более-менее международном языке скажите "Месье. Беби. Киндерваген. Open the door please!". Данный сервис предназначен для колясок и инвалидов-колясочников, однако воспринимается как издевательство, так как далее следует от одного до... (бывает и шесть) крутых лестничных пролетов. Очень смешно (до слез) было на станции Ла Вилетт, где от Городка науки и техники к метро ведут пандусы для колясочников, которые упираются в лестницы.
Один раз прокатившись на метро, вы неизбежно придете к выводу, что нужно пересесть на автобус. Автобус в Париже - неплохой вид транспорта. Но есть ряд неудобств. Во-первых, не одни вы такие умные. Четыре коляски в автобусе - обычное дело. Во-вторых, водители абсолютно не думают о пассажирах и автобус швыряет и бросает, как лодку во время шторма. В-третьих, автобусы застревают в пробках и в них летом бывает очень душно.
Следующая мысль - взять такси. Его придется заказать заранее, вероятность спонтанно найти такси с детским креслом нужного возраста не очень велика. Как сказал нам владелец апартаментов, которые мы арендовали, предварительный заказ такси стоит дополнительные 15 евро. Насколько это верно, мы проверять не стали.
Следующий шаг - взять машину на прокат сразу по прибытию в аэропорту или на вокзале. Здесь особое внимание нужно обратить на детское кресло. Вы думаете, что все замечательно, кресло вам подтвердили при заказе по Интернету и вы рассчитываете увидеть его в машине. Однако, например, в нашем случае местный офис и думать забыл про кресло и пришлось его ждать 2 часа. Поэтому очень рекомендуется отдельно написать, а еще лучше позвонить в конкретный офис, где вы будете брать машину, незадолго до приезда и еще раз напомнить про кресло.
То же самое касается детских кроваток в гостиницах. Из всех наших гостиниц/апартаментов во Франции про кроватку не помнили НИГДЕ. Первый владелец принес ее из соседнего дома. Вторая владелица привезла через два часа. В третьей гостинице просто НЕ нашли. Совсем.
По Сене
Посмотреть на Париж с кораблика - один из пунктов обязательной программы туриста. Возможны разные варианты - от больших до маленьких.
Один из самых популярных - Bateaux Mouches (www.bateauxmouches.com). Это большие плоские корабли с открытой палубой, битком набитые громко кричащими туристами, стоимость 12.50 евро (2014 г.).
Второй подобный вариант - Bateaux Parisiens (www.bateauxparisiens.com), отправляются от Эйфелевой башни (от башни направо), комментарии на 13 языках, в том числе на русском (аудиогид), 13 евро.
Более приятные (на мой взгляд) кораблики поменьше - Vedettes de Paris (www.vedettesdeparis.com), отправляются от Эйфелевой башни (от башни налево), комментарии на английском и французском, стоимость от 12 евро.
Велосипед в Париже
www.velib.paris.fr
Велосипед, конечно, сильно бы облегчил жизнь путешественника в Париже, так как расстояния самые что ни на есть велосипедные. Но этот город не очень приспособлен для велосипедных передвижений - нет специальных дорожек, много транспорта, нет стоянок для велосипедов. Но летом 2007 г. власти города всерьез решили превратить его в велосипедный рай а-ля Амстердам. Для этого были задуманы мунициапальные автоматические пункты проката велосипедов: везде у достопримечательностей устраивают стоянки. Большие плакаты объясняют, как всем этим пользоваться, надо сказать, довольно путанная инструкция. Не знаю, насколько правильно по ней нам удалось посчитать (а может, и тарифы изменятся после проверки нововведения "на местности"), но 2 часа на велосипеде должны стоить 7 евро.
Как этим пользоваться? Подходим к автомату, достаем кредитную карту, нажимаем кнопки по инструкции. За 1 день использования системы платим 1.70 евро, за неделю - 8 евро + ко всему этому тарифы, которые с 2007 года ничуть не изменились. Первые полчаса каждого путешествия бесплатны, за вторые полчаса платим 1 евро, за третьи полчаса - 2 евро, за все остальные получасы 4 евро за каждый. То есть 25 мин - бесплатно, 55 минут - 1 евро, полтора часа - 3 евро, два часа - 7 евро. Во время первого использования с карты возьмут депозит 150 евро и дадут код, который нельзя терять. Далее система будет все это считать автоматически.
Поскольку, как утверждает официальный сайт, пункты находятся через каждые 300 метров, длительная поездка не имеет смысла. Если грамотно все рассчитать, то можно вообще ездить бесплатно: используем велосипед полчаса, потом возвращаем его на другой стоянке, потом берем другой.
У меня остается только один вопрос, на который может ответить только практическое использование данной системы- что делать, если этот автомат на кредитке бог знает что насчитает - вести долгую переписку на французском, которым я свободно не владею?
Планы станций по секторам можно скачать с сайта, указанного выше.
Париж. Часть 1
Париж. Часть 2
Париж. Музеи
Транспорт в Шамони (Ле Файе/Сен-Жерве - Сервоц - Лез Уш - Шамони-Монблан)
www.lafrancevuedurail.fr - туристические поезда, в том числе экспресс Монблан (регион Рона-Альпы)
www.chamonix.com - сайт Шамони, в том числе расписание транспорта (закладка Free transport)
От Сен-Жерве (Saint-Gervais) до Ле Файе (Le Fayet)
Вокзал, куда приходят поезда из Парижа, конечно, называется Сен-Жерве - Ле Файе. Но не верьте глазам своим. Деревня-то называется Ле Файе, а до Сен-Жерве пешочком круто в горку (без асфальтовой дороги для пешеходов и их чемоданов) от 40 мин до 1 ч. Ходит (редко) автобус SAT (c 8.40 до 19.10, 7 раз в день, в обратную сторону с 8.00 до 20.05), 2 евро. Такси от вокзала - 12 евро, рано утром от гостиницы - 15 евро. Вывод: Сен-Жерве не самое удобное место для ночевки.
От Ле Файе до Шамони (и дальше по долине)
Если вы поселились в Сен-Жерве или Ле Файе, то вам неизбежно придется добираться до долины Шамони на экспрессе Монблан. Расписание ищем на сайте TER региона Рона-Альпы.
Раньше существовали два экономичных тарифа - тариф Монблан (50% скидки на путешествия, начинающиеся в Сен-Жерве или Chatelard -Frontiere) и тариф Passeport pour les cimes (Passport for the summits) - за 20 евро можно перемещаться без ограничений на участке Saint-Gervais - Vallorcine в течение 7 дней (продавался с 1 июля до 30 сентября). Сейчас эти тарифы отсутствуют, а каких-то аналогов также не наблюдается.
Если вы живете в гостинице в Сервоце (Servoz), Лез Уше (Les Houches), Шамони (Chamonix), Валлорсине (Vallorcine), ваша жизнь становится легкой и приятной - в гостиницах выдают карты гостя, по которым можно перемещаться внутри долины на участке от Сервоца до Валлорсина бесплатно на экспрессе или автобусах.
Расписание транспорта в долине и в самом Шамони можно посмотреть на сайте www.chamonix.com.
На страницу "Шамони - Монблан"
Транспорт в Туре и окрестностях
www.filbleu.fr - автобусы в Туре
www.tourainefilvert.com - автобусы по пригородам Тура
www.tlcinfo.net - автобусы региона Луара-Шер
Тур - большой город, в нем довольно много автобусов. Есть два вокзала - собственно Тур (Tours) и Сен-Пьер де Корп (Saint-Pierre des Corps). Второй - это вокзал TGV.
От Сен-Пьер де Корп до центра можно добраться на автобусе № 3 (остановка напротив вокзала) или на электричках, называемых наветтами.
Карты местных автобусов скачиваются с сайта www.filbleu.fr, закладка Horaires Trajets. Стоимость проезда - 1.40, билет 1 Heure Famille на 3-4 человек в течение одного часа по выходным - 2.70 евро, дневной билет - 3.70. Если вам нужно часто пользоваться автобусами, возможны различные скидки. Подробнее см на том же сайте, раздел Tarifs et Services.
Из пригородных автобусов наиболее интересна для туриста линия С (направление Montrichard, через Амбуаз, Шенонсо). Существовала раньше линия V (Савоньеры, Вилландри, Азе-ле-Ридо, 2 раза в день, в июле и августе каждый день, в другие месяцы по определенным дням, можно брать велосипеды), но в 2014 г. ее в картах не видно. Поиск нужного автобуса на вокзале может занять довольно длительное время: водители не знают, где какой автобус, поэтому узнавать лучше в информационном центре (небольшое здание рядом со стоянкой автобусов). Кроме того, автобус может сбежать из-под самого вашего носа, за 5 минут до положенного по расписанию времени.
Один из самых лучших в Туре и вообще долине Луары видов транспорта - велосипед. Отличнейшие велосипедные дорожки, маршруты, проходящие вдоль рек, вдали от больших дорог, живописная сельская местность с полями, красными от маков, - проведите здесь на велосипеде хотя бы один день! В Туре велосипед напрокат можно взять рядом с вокзалом: rue charles Gilles (сразу от вокзала налево). Подробнее о том, как добраться до замков, см. на странице, посвященной замкам.
страница "Тур"
Замки Луары
Транспорт в Лионе
www.sytral.fr - транспорт в регионе, планы маршрутов
www.tcl.fr - транспорт в Лионе, планы, тарифы
www.lyoncityboat.com/ - прогулочные корабли в Лионе
Лион - большой промышленный город, в нем даже есть четыре линии метро. А кроме того, автобусы, троллейбусы, трамваи и фуникулеры. По центру Лиона можно передвигаться пешком, но пригодится и метро. Одна поездка (2014 г.) - 1.70 (при покупке у водителя - 2 евро), 10 билетов - 15.10. Билет на 2 часа - 2.80, билет на целый день - 5.20. На проездных (на 2 часа и на целый день) нужно написать фамилии и компостировать их каждый раз при смене транспорта (за исключением пересадки с одной линии метро на другую). Фуникулер - 2.60.
На страницу "Лион"
Транспорт в Бретани
По сравнению с другими регионами Бретань имеет довольно развитую автобусную сеть, особенно там, где есть развитые курорты. Однако до многих достопримечательностей все равно можно добраться только на машине или пешком.
В Бретани две ветки скоростной железной дороги - на севере и на юге. Из Парижа до Бреста - 4 часа пути. Расписание как скоростных, так и местных поездов можно скачать с сайта www.ter-sncf.com.
Автобусы
Регион состоит из нескольких департаментов, каждый из которых имеет свою автобусную сеть, свои автобусы есть и у крупных городов. Как добраться до конкретных достопримечательностей, можно прочитать на странице "Бретань". Здесь дадим ссылки на транспортные сайты.
Департамент Ille-et-Vilaine:
www.illenoo-services.fr - транспорт в департаменте
www.ksma.fr - автобусы в Сан-Мало
www.star.fr - транспорт в Рене
www.lesurf.fr - автобусы в Фужере
Департамент Cote-d'Armor
www.tibus.fr - транспорт в департаменте
www.tubinfo.fr - транспорт в Сен-Брие
www.lannion-tregor.com - транспорт в Ланьоне
Департамент Finistere
www.viaoo29.fr - транспорт в департаменте
www.qub.fr - автобусы в Кемпере
www.agglo.morlaix.fr - автобусы в Морле
www.bibus.fr - автобусы в Бресте
Департамент Морбиан
www.morbihan.fr - транспорт в регионе, закладка Action & Project
www.ctrl.fr - транспорт в Лориене
Прогулочные пароходы и переправы на острова
Найти полный список компаний можно на сайте www.brittanytourism.com (он же www.tourismebretagne.com). Перечислим некоторые из них.
www.bateaux-de-saint-malo.com -прогулочные корабли в Сан-Мало
www.compagniecorsaire.com - прогулочные корабли в Сан-Мало
www.vedettesdebrehat.com - корабли на остров Бреа
www.pennarbed.fr - кораблики из Камаре
www.azenor.fr - кораблики Брест - полуостров Крозон
www.vedettes-ile-de-batz.com - кораблики на остров Бац
Как добраться своим ходом до Монт-Сен-Мишель
Красивые картинки с величественно возвышающимся аббатством Монт-Сен-Мишель привлекают к нему более 3 миллионов туристов в год. Насколько заслуженно, каждый решит для себя сам. Но вопрос, как добраться своим ходом до МСМ, остается одним из самых популярных, так как многим не хочется связываться с туристической фирмой и ехать на автобусе из Парижа, а кроме того, самостоятельно можно посмотреть и другие города по дороге.
После посещения у меня сложилось мнение, что приезжать сюда лучше с ночевкой. Тогда есть возможность посмотреть все с минимальным количеством народа (а в июле-августе посетить аббатство можно и поздно вечером до 23.00) и увидеть как прилив, так и отлив. Кроме того, такой вариант дает возможность заехать с утра в первый день, например, в Сан-Мало, а во второй день посмотреть еще что-нибудь, например, Фужер и Витре.
Если с ночевкой не получается, то проще всего совместить МСМ с Сан-Мало.
Прямые рейсы из Рена и Дол-де-Бретань представляет компания Keolis. И компания явно заинтересована в этих рейсах: если раньше расписание этих автобусов можно было найти в Интернете с огромным трудом, то теперь есть отдельный сайт www.destination-montsaintmichel.com, информация есть также на сайте www.keolis-emeraude.com. Есть также прямой рейс из Сан-Мало (расписание).
Расписание Рен / Дол-де-Бретань - МСМ (Кеолис). А - нет рейса в праздничные дни, б - есть рейсы и в праздники
Раньше была линия 6 из Понторсона, обслуживавшаяся компанией Maneo (бывший сайт www.vtni50.fr). Теперь существует наветте (микроавтобус) с таким расписанием: скачать.
Автобус Гранвилль - МСМ от компании Манео имеет следующее расписание: скачать
Электричка Рен - Понторсон (ссылка)
Расписание автобуса 17 Понторсон - Фужер нужно смотреть на сайте на конкретный день (www.illenoo-services.fr).
Транспорт в Эльзасе
www.strasbourg.aeroport.fr - аэропорт Страсбурга
www.ctbr67.fr - транспорт в департаменте Нижний Рейн (Страсбург и окрестности)
www.tourisme-alsace.com - туристический сайт Эльзаса
www.tourisme67.com - туристический сайт департамента Нижний Рейн
www.vialsace.eu - объединенный транспортный сайт Эльзаса
www.cts-strasbourg.fr - транспортный сайт Страсбурга
www.trace-colmar.fr - транспортный сайт Кольмара
www.l-k.fr
Расписание транспорта и тарифы можно посмотреть на едином транспортном сайте Эльзаса www.vialsace.eu. Он дает информацию как по электричкам, так и по междугородным и городским (Страсбург, Кольмар, Селеста и др.) автобусам. План линий скачивается в разделе Reseaux (там выбрать нужную транспортную систему), там же есть раздел Тарифы, где можно скачать буклет по тарифам. Лучше смотреть не только английскую, но и французскую версию, так как на английской есть не все планы. Планы туристических автобусных линий вместе с достопримечательностями и коротким описанием есть на туристических сайтах региона, например на сайте департамента Нижний Рейн www.tourisme67.com, раздел "Эльзас без машины". Расписание нужной линии смотрим на www.vialsace.eu в разделе "Horaires".
Тарифы
Существуют дневные билеты "ALSA+ 24 heures" и "ALSA+ Groupe Journee". Первый действует 24 часа с момента валидации на одного человека в любой день, второй - для группы до 5 человек в праздничные и выходные дни, его действие заканчивается в полночь независимо от времени валидации. Билет действует на любом местном транспорте: местные электрички, автобусы, городской транспорт. Компостировать обязательно нужно в пределах той транспортной системы, где билет был приобретен. Стоимость зависит от зоны действия. Билет имеет смысл при активных перемещениях в течение дня. В любом случае не забудьте проверить местные тарифы - они могут оказаться выгоднее.
В департаменте 67 Нижний Рейн (Селеста и севернее от нее) обычный билет стоит от 2 евро. Carnet из 10 билетов - 14 евро. Билет, совмещающий городской и междугородный транспорт, - 2.70 евро, 10 билетов дешевле. Дневной билет на туристических маршрутах 252, 253, 317, 403 и 500 - 4 евро (билет в одну сторону на этих маршрутах по обычному тарифу). Есть билет "транспорт+вход в парк" до Европа-парк (автобусы 271 и 530).
В департаменте 68 Верхний Рейн (Кольмар и южнее) обычный билет стоит от 2.10 до 4.45. 12 билетов продают по цене 10. Билет туда-обратно дешевле. В Кольмаре действуют свои тарифы.
Для поездок в Германию можно использовать Saar-Elsass-Ticket и Pass Alsace-RheinNeckar (транспортной сети Rhein-Neckar).
Saar-Elsass-Ticket стоит в будни 35 евро для одного человека плюс по 17.50 евро на каждого следующего в группе до 5 человек, в выходные - 35 евро на 5 человек (от вокзала Заарбрюкена - в будни 29 евро + 14.50 за каждого следующего и в выходные 29 евро на пятерых). Действует в местных поездах между вокзалами Заарланда и Страсбургом через Hanweiler туда-обратно (будни) и вокзалами Заарланда и вокзалами департамента Нижний Рейн в выходные.
Pass Alsace-RheinNeckar действует в департаменте Нижний Рейн на электричках и в пределах транспортной сети VRN на автобусах, электричках и Strassenbahnen (S) в выходные и праздники. Стоит 17.50 для одного человека и 28.50 для группы до 5 человек.
Транспорт в Страсбурге
Билет до аэропорта 4.10
В Страсбурге есть автобусы и трамваи. Но пригодятся вам они только в случае, если вы добираетесь своим ходом до Европейского квартала или живете не в центре города. Обычный билет на одну поездку (возможна пересадка) aller simple стоит 1.60 (10 билетов - 13.10). Билет aller retour (A/R, одна поездка туда, одна обратно, возможны пересадки) - 3.10 евро. Билет для тех, кто запарковался на парковке P+R - 3.50 евро на поездку туда-обратно на трамвае для всех пассажиров машины (до 7 человек).
Проездные: 24H Trio для 2-3 человек на 24 часа 6 евро, 24H individuel ALSA+ на одного человека (автобусы и трамваи Страсбурга и линия 21 в Кель) - 4.10 евро, ALSA + CUS journee groupe для группы до 5 человек по выходным - 6.20 евро.
Велосипеды можно провозить в конце трамвая, кроме периодов с 7 до 9 часов и с 17 до 19 часов.
Не забудьте прокомпостировать билет (билет на трамвай компостируется на остановке, а не внутри!).
Транспорт в Провансе (и немного примыкающего Лангедока)
Департамент Alpes-Maritimes (06)
www.ceparou06.fr - единый транспортный сайт департамента
www.lignesdazur.com - компания Lignes d'Azur, автобусы в Ницце и вокруг нее
www.busazur.info - автобус в Каннах
www.sillages.eu/ - автобус в Грассе
www.envibus.fr - автобус в Антибах, Вилленеве
www.velobleu.org - велосипеды в Ницце
www.cam.mc - автобусы в Монако
www.trainprovence.com - поезд Nice - Digne
www.info-ler.fr - автобусы компании LER
www.zestbus.fr - автобусы в Ментоне и вокруг него, линии до Монако, Ниццы, аэропорта Ниццы
www.rca.tm.fr - экспрессы Ницца - Монако, Ницца - Ментон, до аэропорта, до Канн и до Граса
На сайте www.ceparou06.fr на интерактивной карте выбираем нужный нам регион и транспортную сеть, скачиваем карту линий (ссылка внизу на странице, посвященной данной сети или на собственном сайте компании, обычно раздел Reseau). Расписание можно раздобыть также на общем транспортном сайте или на сайтах компаний (Horaires).
Тарифы
Для поездок с пересадками между автобусами разных транспортных сетей (Lignes d'Azur, Envybus, Carfenbus, Sillages) действует Ticket Azur стоимостью всего 1.50 евро. Насколько можно понять, есть несколько вариантов. Вы пересаживаетесь с междугородного автобуса сети TAM (карта линий на www.ceparou06.fr в разделе Lignes d'Azur, reseau de transport de'partemental) на автобус сетей Envybus, BusAzur, Sillages: тогда вы покупаете билет у водителя, сообщаете цель поездки и получаете бумажный билет facturette, с которым идете на пересадку и показываете его водителю. Вы пересаживаетесь с автобуса сети TAM на автобус Lignes d'Azur NCA или CARF (Ментон): тогда вы вместе с facturette получаете магнитную карточку, которую должны прокомпостировать после пересадки. При пересадке в обратном порядке: вы можете купить билет и получить магнитную карточку не только у водителя, но и в агентствах Lignes d'Azur или CARF. Пересадку нужно осуществить не позже чем через 2 с половиной часа после начала поездки, разрешена одна пересадка.
Назовем другие тарифы, которые могут вам понадобиться с наибольшей вероятностью.
Обычный билет для большинства городских сетей стоит 1.50 евро (1 час пути, поездка в одну сторону, возможны пересадки). Исключение составляют автобусы компании LER, поскольку это междугородные экспрессы, соединяющие различные департаменты. Еще исключения: линия 110 Ментон - Монако - аэропорт - 20 евро, автобус 210 Канны - аэропорт - 20. Автобус 100Х Ницца - Монако - 4 евро. Автобус 99 вокзал Ниццы - аэропорт - 6 евро.
Существуют также дневные билеты (Lignes d'Azur NCA - 5 евро, автобусы компании Sillages - 3.50, автобусы в Монако CAM - 5 евро) и книжки/карты на 10 поездок.
Недельный проездной в Каннах - 11 евро, недельный проездной автобусов Lignes d'Azur NCA - 15 евро.
Местные электрички TER в Провансе предлагают дневной проездной Pass Isabelle (с июня по сентябрь, 35 евро для семьи).
Морские прогулки
www.amv-sirenes.com - прогулки Монако - Villefranche sur mer, прогулки для наблюдения за дельфинами из Villefranche sur mer
www.trans-cote-azur.com - пароходы Ницца, Канны, Монако, Сен-Тропе
www.sncm.fr - паром из Ниццы на Корсику, Сардины, в Тунис, Алжир
Департамент Alpes de Haute-Provence (04)
www.cg04.fr - сайт департамента
www.info-ler.fr - автобусы компании LER
www.trainprovence.com - поезд Nice - Digne
В департаменте с общественным транспортом совсем грустно. То немногое, что имеется, представлено в виде файлов pdf на сайте департамента www.cg04.fr, закладка Routes, transports - Transports - Reseau des transports. Плюс имеются межрегиональные автобусы LER. О тарифах ничего не известно.
Департамент Vaucluse (84)
www.vaucluse.fr - междугородные автобусы на сайте департамента
www.tcra.fr - транспорт в Авиньоне
www.aixenbus.fr - транспорт в Pays d'Aix
www.ventoux-comtat.com - транспорт в Венту (La CoVe pratique > Transports et deplacements > Le reseau Trans'CoVe > Titres de transport et tarifs)
www.mireio.net - кораблики из Авиньона
Основная информация представлена на сайте департамента www.vaucluse.fr (Au quotidien - Transports en Vaucluse) - план линий, расписание по линиям, тарифы (1.50 евро одна зона (до 15 км), 2 евро - 2 зоны (свыше 15 км)). Дополнительно существуют три городские сети: в Авиньоне, Венту и Pays d'Aix со своими тарифами.
Департамент Bouches-du-Rhone (13)
www.lepilote.com - единый транспортный сайт департамента
www.aixenbus.fr - транспорт в Pays d'Aix
www.tout-envia.com - транспорт в Арле, Tarascon, Saint-Martin-de-Crau
www.libebus.com - транспорт в Salon-de-Provence и вокруг него
www.rtm.fr - транспорт в Марселе
www.frioul-if-express.com - кораблики до острова Иф
Единый транспортный сайт www.lepilote.com объединяет значительное количество транспортных организаций. Большая часть из них обычному туристу не понадобится. Наибольший интерес представляют междугородные автобусы Cartreize, автобусы в Марселе (RTM), кораблики до острова Иф. Карта линий скачивается в разделе Reseaux, расписание нужной линии - в разделе Horaires. Тарифы автобусов Cartreize зависят от зоны, можно скачать с сайта тарифы нужной линии. В Марселе одна поездка стоит 1.50 евро, дневной билет - 5 евро, трехдневный - 10.50, поездка на 4 человек в течение часа - 4.70. Поездка до острова Иф и обратно - 10.10 евро.
В летний период (июнь-сентябрь) местные электрички TER предлагают дневные проездные Pass Isabelle и Carte Bermuda (Марсель и Cote Bleue).
Морские прогулки и экскурсии к каланкам
www.visite-des-calanques.com
www.visite-bateau-calanques-marseille-cassis.fr
https://calanques.visite.free.fr
www.calanques-cassis.com
www.calanques-de-cassis.fr
www.croisieres-marseille-calanques.com
www.visite-calanques.fr
Водные прогулки по Камаргу
www.bateau-camargue.com
www.bateaux-4maries.camargue.fr
https://tiki3.fr
www.islesdestel.fr
www.pescalune-aiguesmortes.com
www.croisieres-camargue.com
Транспорт в департаментах Gard и Herault (Лангедок)
www.edgard-transport.fr - транспорт в Гарде
www.herault-transport.fr
www.tangobus.fr - транспорт в Ниме
www.tam-way.com - транспорт в Монпелье